alexey43 (alexey43) wrote,
alexey43
alexey43

Атеистическое Рождество: Сказка для взрослых

Оригинал взят у bohemicus в Атеистическое Рождество: Сказка для взрослых
     Чешский писатель и публицист Йиржи Пеге эмигрировал в Америку в 1981 году. В 80-х годах он работал на радио "Свобода", с 1997 по 1999 возглавлял отдел политики в администрации президента Гавела. В настоящее время Пеге руководит Пражским институтом демократии, экономики и культуры Нью-Йoркского университета. 22 декабря 2014 он опубликовал статью о чешском Рождестве. Этот текст вполне мог возникнуть на три года раньше или на два года позже - Рождество в этой стране всегда одинаково.

                                                                          ЙИРЖИ ПЕГЕ

                                          ПОЧЕМУ ЧЕШСКОЕ РОЖДЕСТВО - ЭТО ТОЛЬКО СКАЗКА

  Разные народы по-разному празднуют Рождество, но для большинства из них серьёзную роль играет религиозный аспект праздника. Наше Рождество - это просто Сказка. Раздающие подарки фигуры, такие как Санта-Клаус, Ноэль или Дед Мороз, существуют и в других культурах, но почти нигде Рождество не воспринимается исключительно в качестве Сказки для детей и взрослых.

  Наша медийная политика тоже руководствуется пониманием Рождества как Сказки. На телевизионных каналах можно найти и трансляции проповедей из костёлов, и дебаты о вопросах веры, но преобладают в программе сказки. В других западных странах в рождественский период телевидение и кино тоже предлагают зрителю фильмы с моралью и со счастливым концом, однако такого тотального гоподства сказок, как у нас, не найти нигде. К тому же наши сказки часто не имеют с религиозным посланием Рождества ничего общего.

  Разумеется, тому есть много объяснений, и самое простое из них заключается в том, что секулярные чехи полностью отдали Рождество детям. А может быть мы сохранили менталитет, выработанный перед 1989 годом, когда подчёркивание сказочных черт Рождества было способом, позволяющим сохранить его трансцедентальный или, если угодно, сверхъестественный характер в обществе, официально бывшим атеистическим.

  Теле- и киносказки, которыми нас бомбят каждый год, представляют собой отдельную главу Сказочного Рождества. Как уже было сказано, они не имеют ничего общего не только с верой, но и с теми идеалами любви и добра, которые олицетворяет Рождество. За исключением того, что у сказок всегда хороший конец.

  Кроме того, в чешcких сказках всё время обыгрывается несколько базовых стереотипов. Например, плебейский "Гонза"*, который хитрoумнo завоёвывает сердце какой-нибудь принцессы. Беспомощный король. И, конечно же, коварные советники, обворовывающие доброго короля и простой народ. Чешские сказки ходят по зачарованному кругу. Если в них можно найти некое развитие, то это появление "феминистических" принцесс**. Что само по себе интересно, ибо свидетельствует об изменении нашего восприятия роли женщин в обществе. Тут киносказки несколько опережают туповатую чешскую политику.

  Hо самое интересное - это фигуры чешского чёрта и других сверхъестественных существ. Наш чёрт - отнюдь не олицетворение Зла, не дьявол, с которым нужно бороться. Скорее это олицетворение суетливости и особой глупости. Черти в чешских сказках - ребячливые создания. Если они и затевают что-нибудь дьявольское, то напарываются на добродушного пастушка Гонзу, который принципиально не воспринимает их всерьёз и всегда побеждает.

  Однако весьма подобно и чешское сказочное понимание Неба. Ангелы и другие небесные создания в чешских сказках часто бывают комическими фигурами***. Вертикаль, которая в более религиозных обществах делает Рай и Ад серьёзными вещами, ибо речь о борьбе Добра со Злом в высшем смысле слова, у нас полностью отсутствует. Кажется, они не дифференцированы не только в наших сказках, но и в обычной жизни. Поэтому, когда такой человек как Вацлав Гавел всерьёз говорит, что Правда и Любовь побеждают, его сразу же отвергают, как компонент сказочного кича****.


------------------------------------------

* Глупый Гонза в чешской традиции примерно соответствует Ивану Дураку в русских сказках.

** О современных чешских киносказках  и o появлении в них феминистских образов принцесс см. Czeski film

***  Предельным воплощением сказочно-чешского представления о Небесах можно считать фильм 2005 года "Ангел Господень". Дева Мария печёт ко дню рождения Иисусика рождественское печенье, а ангелы репетируют для него хоровое пение. Чёрт чертыхается, а Господь Бог восклицает "Господи Боже!" Даже распределение ролей в этом фильме носит юмористический характер. Анна Гейзерова сыграла св. Анну, Вероника Жилкова - св. Веронику, Габриэла Освальдова - архангела Гавриила. Роль Бога исполнил Йиржи Бартошка, в реале - президент Карловарского кинофестиваля. Сказка считается классической, и на днях были начаты съёмки её продолжения. "Ангел Господень -II" выйдет на экраны в ноябре 2016 года. А вот трейлер первой части фильмa:



**** "Правда и Любовь побеждают" - девиз президента Гавела. В чешском обществе нет однозначного отношения ни к личности Гавела, ни к его девизу. Особенно неоднозначно они стали восприниматься после Косовской войны.


Tags: Богемикус.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment