alexey43 (alexey43) wrote,
alexey43
alexey43

Categories:

К прошедшему Дню ВМФ: когда-то и мы умели строить корабли...

Оригинал взят у kanchukov_sa в К прошедшему Дню ВМФ: когда-то и мы умели строить корабли...
Оригинал взят у nosikot в К прошедшему Дню ВМФ: когда-то и мы умели строить корабли...
К прошедшему вчера Дню ВМФ обновил свои записи:
Статистика по военному кораблестроению в СССР и США в 1-й послевоенный период. Это примерно 1946-1960 гг, т.е. когда еще не были широко внедрены на флот управляемые ракеты различного назначения (хотя интенсивные разработки и испытания шли, в т.ч. и на основе трофейных наработок), атомные ЭУ на ПЛ (хотя "Наутилус" и построен в 1955 г.) и т.д.
В этот период, так же, достраивались корабли, заложенные в военные годы, модернизировались ранее построенные, но об этом отдельно...
Я учитывал только крупные боевые корабли - ПЛ надводным в/и больше 1.000т и надводные стандартным больше 2.000т, к-рые были заложены и введены в строй за указанный период (с некоторыми коррекциями).
Да, ну и конечно это было время единой страны - России/СССР и подумать было невозможно, что в Николаеве будет ржаветь почти достроенный ракетный крейсер, а местные моторостроители не смогут поставлять свою продукцию на ССЗ...
Итак:
СССР за период построил:
215 средних ПЛ пр. 613 (в/и 1.050т) - самая большая серия ПЛ у нас в стране
26 больших ПЛ пр. 611 (1.900т)
ПЛ пр. 633 начали строится и вступать в строй в конце 50-х, но я их отнес уже к следующему периоду
70 эсминцев пр. 30-бис (2.300т) - справедливо подвергаются критике как устаревшие за неуниверсальные АУ ГК, самая большая серия крупных надводных боевых кораблей в России
1 эсминец пр. 41 (3.100т)
27 эсминцев пр. 56 (2.700т)
Большие ракетные корабли пр. 56ЭМ и 56М вступили в строй в конце 50-х, но отнесены мной к следующему периоду
14 крейсеров пр. 68-бис (13.600т)

Еще 5 крейсеров проекта были в высокой степени готовности (один - 97% - !!!), но достроены не были
ВСЕГО: 353 крупных боевых корабля общим водоизмещением более 700.000т


Эсминец "Неустрашимый" пр. 41 - жаль не пошел в серию - корабль имел большой модернизационный потенциал

"Показатели" США за отчетный период:

4 ударных авианосца типа "Форрестол" (61.200т)
1 лидер эсминцев "Норфолк" (5.000т)
4 лидера эсминцев типа "Митшер" (3.300т)
18 эсминцев типа "Ф.Шерман" (2.700т)
Первый эсминец УРО типа "Фаррагут" вступил в строй в 1959 г., но вся серия отнесена к следующему периоду
6 ПЛ типа "Танг" (1.600т)
1 ПЛ "Дартер" (1.900т)
3 ПЛ типа "Барбел" (2.100т)
2 ПЛ типа "Сэйлфиш" (1.900т)
1 ПЛ "Гроулер" (2.300т) и 1 ПЛ "Грейбэк" (2.200т) - вошли в строй в 1954 г. с ракетами "Регулус", отнесены к этому периоду
1 АПЛ "Наутилус" (3.500т), 1 АПЛ "Сивулф" (3.700т) и 4 АПЛ типа "Скейт" (2.600т, первая серия АПЛ в мире) - атомные подлодки, отнесены к данному периоду, кроме этого до 1960 года вступили в строй еще 3 АПЛ, но они попали уже в следующий
8 десантных кораблей-доков типа "Томастон" (6.900т)
15 танкодесантных кораблей "Терребон Пэриш" (2.600т)
8 танкодесантных кораблей "Де Сото") (3.900т)

ВСЕГО: 78 крупных боевых кораблей общим водоизмещением около 500.000т - т.е. гораздо меньше, чем у нас!


Первая в мире АПЛ "Наутилус"

Почему же получился такой дисбаланс?!
Причин несколько:
- США построили во время войны 10 линкоров (и даже 2линейных крейсера!), десятки крейсеров и авианосцев, сотни эсминцев, подлодок и больших десантных кораблей, большинство из них не только пережили войну, но и находились в хорошем техническом состоянии, их можно было модернизировать, в соответствии с новыми требованиями и эксплуатировать еще долгие годы (так и получилось!). Десятки этих кораблей США передали союзникам по всему миру, чем еще сильнее привязали их к себе, в условиях начинающейся "холодной войны"
- СССР же напротив во время войны крупные корабли строить прекратил (не до того нам было!), часть строящихся потерял (в Николаеве), так что к 1945 имел незначительное кол-во устаревших и изношенных кораблей (часть была повреждена в ходе боевых действий) и передача трофеев (старый линкор, 2 легких крейсера, дюжина эсминцев и миноносцев, десяток подлодок) проблему пополнения флота не решила (с учетом трудностей с обслуживанием и ремонтом чужой техники), поэтому пришлось срочно разворачивать крупносерийное строительство кораблей (и обучение моряков для них - включая командный состав - флот готовился, рано или поздно, выйти в океан!). Промышленная база для этого, в основном, была создана еще до войны, а к началу 50-х были освоены недостающие технологии (в области ГЭУ, РЭО и т.д.). Остается только гадать - каким бы был ВМФ СССР без войны? Даже с учетом неизбежных шатаний по данному вопросу наверху...
- у США появилось, в результате войны, много новых союзников - и часть бремени по "обороне свободного мира" была переложена них, в это время крупные боевые корабли (в приличном кол-ве) строили Британия с Францией, подтягивались и другие (одна "нейтральная" Швеция построила в 50-е 6 эсминцев и 5 ПЛ !), восстанавливалось военное кораблестроение в Японии, Германии и Италии...
В любом случае подвиг нашего народа и созданная им в сложнейших условиях и за короткий индустриальная мощь поражает, а ведь мы не только флот в это время строили, еще создали космическую и атомную отрасли (с нуля!) и восстановили страну после войны - а тут какие-то надежды после всего-то 12 лет - этож такая мелочь, нужно еще столько же чего-то ждать...

Для полноты картины, дам и остальной мир, потом необходимо будет коснуться кораблей, начатых постройкой в войну и законченных уже после нее.
Для начала - Запад (Европа, Турция, Канада, Австралия и Н.З., Япония):
Британия:
- 8 эсминцев типа "Дэринг" (2.800т)
- 6 фрегатов типа "Уитби" (2.200т)
- 4 фрегата типа "Леопард" (2.300т)
- 4 фрегата типа "Солсбери" (2.200т)
- 8 ПЛ типа "Порпойс" (1.600т)
ВСЕГО: 30 кораблей общим водоизмещением больше 65.000т
Франция:
- крейсер "Кольбер" (9.100т)
- 12 эсминцев типа "Сюркуф" (2.800т)
- 5 эсминцев типа "Дюпре" (2.800т)
- 6 ПЛ типа "Нарвал" (1.600т)
ВСЕГО: 24 корабля общим водоизмещением больше 65.000т
Австралия:
- 2 эсминца типа "Тобрук" (2.400т)
Канада
- 7 эскортных эсминцев типа "Св.Лаврентий" (2.000т)
- 7 эскортных эсминцев типа "Рестигуш" (2.000т)
Италия:
- 2 эсминца типа "Импетуозо" (2.800т)
Ниделанды:
- 4 эсминца типа "Холланд" (2.200т)
- 8 эсминцев типа "Фрисланд" (2.500т)
Швеция (формально нейтральная, но не испытывает к нам добрых чувств, вооруженные силы готовятся к войне только и исключительно с Россией):
- 2 эсминца типа "Халланд" (2.600т)
- 4 эсминца "Остергётланд" (2.200т)

ИТОГО: 90 крупных боевых кораблей общим водоизмещением больше 210.000т
Т.е. США, вместе со всеми своими западными союзниками построили столько же боевых кораблей, сколько и сильно пострадавший в войну СССР (по в/и, по единицам гораздо меньше)!


Британский фрегат типа "Уитби" - родоначальник большого семейства охотников за нашими подлодками

Остальной мир:
Китай:
- 15 ПЛ пр. 03 (1.100т, советские пр. 613, собранные, по большей части, из наших материалов и комплектующих)
Колумбия:
- 2 эсминца типа "Халланд" (2.700т) шведской постройки
Индия:
- 2 фрегата типа "Уитби" (2.200т)
- 3 фрегата типа "Леопард" (2.300т)
Венесуэла:
- 3 эсминца типа "Нуэва эспарта" (2.600т) эти все британской постройки

Т.е. весь остальной мир пополнил свои ВМС в этот период лишь 25 новыми кораблями (больше 40.000т общего водоизмещения), построенными заграницей или из заграничных материалов и комплектующих


Наши ПЛ пр. 613 активно передавались странам 3-го мира и строились в Китае

Т.е. мы тогда построили крупных боевых кораблей больше, чем весь остальной мир вместе взятый!!!
Напомню, что в это же время наша страна восстанавливалась после войны, создавала ракетную технику (в т.ч космическую и ПВО), атомную промышленность и вооружение и пр., пр., пр.
О сегодняшних сложностях со строительством ВМФ - отдельно...


Tags: друзья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments